РЦИ

rci22@yandex.ru
+7 (385-2) 66-52-85

Новости и события

Развитие честной конкуренции на рынке медовой продукции в приоритете государственной политики

Поделиться с друзьями:

16.04.2018

Формирование в обществе нетерпимого отношения к любым проявлениям актов недобросовестной конкуренции обозначено актуальной задачей в Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции».

В рамках II Межрегиональной научно-практической конференции «От биопродуктов к биоэкономике» при поддержке Правительства Алтайского края и Алтайского центра кластерного развития 13 апреля в Алтайском государственном университете состоялась научная дискуссия на тему «Мёд или не мёд: методы определения качества и места происхождения мёда».

В мероприятиях приняли участие представители Правительства Алтайского края, регионального центра инжиниринга в сфере биотехнологий, Алтайского государственного университета, Алтайского государственного аграрного университета, Сибирского НИИ метрологии, пчеловоды, ведущие переработчики меда и пчелопродукции региона: «Мёд Алтая», «Алтайский лекарь», «Медовый Алтай», РОО «Союз пчеловодов и переработчиков пчелопродукции Алтайского края», «Алтайский пчелоцентр» и другие.

 

Главной темой научной дискуссии стало обсуждение возможности аттестации разработанной учеными Алтайского госуниверситета методики по выявлению уникальности алтайского мёда, на основе которой было зарегистрировано наименование места происхождения товара «Алтайский мёд». В настоящее время, по официальным данным, в Алтайском крае ежегодно производится порядка 4 тысяч тонн меда. Но существует проблема подделки популярного товара, что негативно сказывается не только на бизнесе отдельных предприятий, занимающихся производством и продажей меда, но и в целом на экономике региона.

 

«Алтайский мёд является брендовым продуктом и пользуется большим спросом и уважением по всей стране. Поэтому на рынке возникло значительное количество фальсификатов. Производители из других регионов под видом алтайского мёда продают поддельный продукт. Поэтому нам необходимы определенные инструменты, позволяющие защищать нашу продукцию», – отметил Александр Анатольевич Кондыков, заместитель начальника управления Алтайского края по пищевой, перерабатывающей, фармацевтической промышленности и биотехнологиям.

Методику выявления уникальности алтайского мёда разработали ученые лаборатории биоинженерии Алтайского госуниверситета в сотрудничестве с Сибирским НИИ метрологии. В ее основе – спектральный анализ в инфракрасном диапазоне, широко применяемый в криминалистике. С помощью данной методики определяется спектр мёда, который зависит от его химического состава и обусловлен уникальностью природно-климатических, экологических и иных характеристик места сбора.

«Наша методика дает возможность при создании базы данных спектров сравнивать различные районы, где был произведен мёд, которые, конечно же, имеют отличия. Таким образом, у нас уже сформировалась библиотека мёдов из различных мест региона. И когда у нас появляется какой-то образец, который мы хотим проанализировать, мы сравниваем его с нашей базой данных. Сейчас в ней около 600 спектров 69 образцов меда, из них 36 произведены в Алтайском крае, остальные из других регионов страны и даже из Китая», – пояснил заведующий лабораторией биоинженерии АлтГУ, заместитель директора по науке Южно-Сибирского ботанического сада, к.б.н. Максим Геннадьевич Куцев.

Представленная на дискуссии методика ученых Алтайского госуниверситета вызвала жаркие обсуждения. В целом выступающие отметили, что вопросы правовой защиты торговых марок и брендов алтайских производителей являются очень актуальными.

Начальник отдела инжиниринга КГБУ «Алтайский центр кластерного развития», к.б.н Ольга Николаевна Мироненко обратила внимание присутствующих на меры государственной поддержки предпринимателей, реализуемые в крае, в том числе софинансирование расходов на патентные услуги. Так, например, в 2017 году была оказана поддержка ООО «Славянская торговая компания», специализирующейся на производстве меда. За счет государственных средств был проведен антикризисный консалтинг, проанализирован потенциал предприятий, выявлены текущие потребности и проблемы, разработаны рекомендации по их решению.

Участники мероприятия пришли к решению о том, что методику по выявлению уникальности алтайского мёда в доработанном виде следует аттестовать и внедрить в практику.